КРИМИНАЛЬНОЕ ЛЮБОПЫТСТВО (незаконная оперативно-розыскная деятельность в масштабах Украины)

Именно об этом узнали читатели газеты “БИЗНЕС” в номере от 15 февраля 1999 года. В своем интервью газете начальник управления налоговых расследований главного управления налоговой милиции ГНАУ Борис Горбанский сообщил, что налоговоя милиция с 1995 года требует и получает информацию о покупателях товаров во всех регионах Украины. Как утверждают налоговики они действуют законно, а информация собирается с целью анализа деятельности предпринимательских структур для выявления хозяйственных операций скрытых от налогообложения.

К сожалению, с соблюдением законности у налоговых органов постоянные проблемы. Нарушен закон и в этом случае. И вот почему. В соответствии со статьей 19 Закона Украины “О государственной налоговой службе в Украине” главными задачами налоговой милиции является предотвращение преступлений и иных правонарушений в сфере налогообложения, их раскрытие и расследование. Для решения этих задач налоговой милиции предоставлены определенные полномочия и права (статьи 21 и 22 указанного Закона). Анализ содержания статьи 21 позволяет сделать вывод о том, что какие-либо действия органы налоговой милиции могут осуществлять лишь после принятия заявлений, сообщений, другой информации о преступлениях и правонарушениях. При этом права, предусмотренные пунктами 1-4, 6, 12, 14 статьи 11 Закона Украины “О государственной налоговой службе в Украине”, а также соответствующими статьями Закона Украины “О милиции” предоставляются должностным лицам налоговой милиции для исполнения возложенных на них обязанностей и могут быть реализованы исключительно в рамках полномочий перечисленных в статье 21 Закона Украины “О государственной налоговой службе …”. К этим полномочиям в частности относятся:

1.                 принятие и регистрация заявлений, сообщений и другой информации о преступлениях и правонарушениях, осуществление в установленном порядке их проверки, принятие по ним предусмотренных законом решений;

2.                 осуществление в соответствии с законом оперативно-розыскной деятельности, досудебной подготовки материалов по протокольной форме, а также осуществление дознания и досудебного (предварительного) следствия в пределах своей компетенции, принятие мер по возмещению причиненных государству убытков.

 

В связи с этим, нельзя согласиться с аргументацией господина Горбанского о том, что пункт 2 статьи 11 Закона Украины “О государственной налоговой службе в Украине” дает налоговой милиции право требовать ежемесячного предоставления информации о покупателях, поскольку она не основана на Законе. Эта информация истребуется не для производства по делам о налоговых правонарушениях, поскольку эти правонарушения еще не выявлены, а для “анализа деятельности предпринимательских структур для выявления хозяйственных операций скрытых от налогообложения”. Более того, сбор такой информации является оперативно-розыскной деятельностью, порядок осуществления которой установлен Законом Украины “Об оперативно-розыскной деятельности” (Ведомости Верховного Совета Украины, 1992 г., №22, ст. 303). В соответствии со статьей 6 указанного Закона, основаниями для проведения оперативно-розыскной деятельности является наличие достаточной информации о преступлениях, которые готовятся или совершены неустановленными лицами, а также информации о лицах, готовящих или совершивших преступления. Как убедились читатели, налоговая милиция в рассматриваемых случаях такой информацией не располагает. Более того, действия лиц, о которых собирается информация, в момент покупки абсолютно законны, что налоговая милиция и не отрицает. Только в 30% случаев последующих проверок покупателей, обнаруживаются скрытые от налогообложения операции, которые связаны с сокрытием от налогообложения доходов от продажи этих товаров.

Теперь об “отсутствии” законодательно установленного порядка предоставления налоговым органам информации перечисленной в пункте 2 статьи 11 Закона Украины “О государственной налоговой службе в Украине”. Порядок истребования, сбора такой информации законодательством все же установлен и изложен в Законах Украины “О банках и банковской деятельности”, “О налогообложении прибыли предприятий”, “О налоге на добавленную стоимость”, Декрете Кабинета Министров Украины “О подоходном налоге с граждан”, иных актах законодательства регламентирующих порядок уплаты налогов, сборов и обязательных платежей. Именно за непредоставление информации, предусмотренной вышеуказанными нормативными актами, налоговым органам предоставлено право налагать административные штрафы на руководителей и других должностных лиц в размере 170–340 гривень. Информацию же о покупателях налоговая милиция может истребовать на других основаниях в строго определенных законом случаях. Так, в соответствии со статьей 8 Закона Украины “Об оперативно-розыскной деятельности” оперативным подразделениям для выполнения задач оперативно-розыскной деятельности при наличии оснований, предусмотренных статьей 6 настоящего Закона, предоставляется право истребовать, собирать и изучать документы и данные, характеризующие деятельность предприятий, учреждений, организаций, а также образ жизни отдельных лиц, подозреваемых в подготовке или совершении преступления, источник и размеры их доходов. При этом, естественно, в требовании налоговой милиции о предоставлении сведений буде указано всего одно лицо, а не все покупатели.

Учитывая вышеизложенное, в Украине на протяжении нескольких лет органами налоговой милиции ведется незаконная оперативно-розыскная деятельность в отношении лиц, покупающих высоколиквидную продукцию. Возмутительно, но никто не пресек эту противоправную деятельность. Удивляться не нужно, на протяжении этого времени в Украине:

·                    более года действовала налоговая полиция (права и полномочия, которой не были установлены законом).

·                    заместители председателя налоговой администрации, председателя Верховного Суда, Генерального прокурора вносят изменения в уголовно-процессуальный кодекс;

·                    Премьер-Министр обещает не выплачивать зарплату судьям арбитражных судов, а Президент Украины обвиняет Верховный Суд в помощи в ограблении страны.

 

Что делать:

 

Продавцам и покупателям

Платить налоги и сборы в порядке и размерах, установленных законом. Своевременно направлять в налоговые органы все виды отчетов и деклараций.

Продавцам

Вежливо отказать (письменно) в предоставлении информации по таким требованиям, сославшись на их незаконность. Если в результате противоправных действий налоговой милиции, связанных с истребованием такой информации, Вам будет причинен ущерб превышающий 85 гривень, обращайтесь в прокуратуру с заявлением о привлечении к уголовной ответственности должностных лиц налоговой милиции за превышение власти и служебных полномочий. В других случаях, в соответствии с частью пятой статьи 25 Закона Украины “О государственной налоговой службе в Украине” действия или решения налоговой милиции, ее должностных лиц могут быть обжалованы в суд либо прокуратуру.

Покупателям

Если Вам стало известно о подобных фактах, требовать восстановления нарушенных прав и возмещения ущерба. Частью восьмой статьи 9 Закона Украины “Об оперативно-розыскной деятельности” предусмотрено, что в случаях нарушения прав и свобод человека или юридических лиц, а также в случае, если причастность к правонарушению лица, в отношении которого осуществлялись оперативно-розыскные действия, не подтвердились налоговая милиция обязана восстановить нарушенные права и возместить причиненный материальный и моральный ущерб.

Налоговой милиции

Прочитать и постоянно соблюдать Конституцию Украины, а также Закон Украины “Об оперативно-розыскной деятельности”. Особое внимание обратить на статьи 6, 8 и 9 этого Закона.

Помнить, что никто не обязан исполнять явно преступные распоряжения или приказы. За отдачу и исполнение явно преступного распоряжения или приказа наступает юридическая ответственность. За превышение власти или служебных полномочий, то есть умышленное совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы предоставленных ей законом прав и полномочий согласно статьи 166 Уголовного кодекса Украины предусмотрена уголовная ответственность в виде лишения свободы от 2 до 12 лет.

 

Владимир Яблонский

 

Газета "Бизнес" №9, 1 марта 1999 года, стр.65

Comments