О правомерности взыскания задолженности на основании исполнительных надписей нотариусов

Постановлением Кабинета Министров Украины №1172 от 29.061999 года "Об утверждении перечня документов, по которым взыскание задолженности осуществляется в бесспорном порядке на основании исполнительных надписей нотариусов" со ссылкой на статью 87 Закона Украины "О нотариате", утвержден перечень документов, по которому взыскание с физических лиц налоговой задолженности в Государственный бюджет Украины, в бюджеты Автономной Республике Крым, местных бюджетов и государственных целевых фондов в осуществляется в бесспорном порядке на основании таких документов:

а) копия лицевого счета физического лица - должника (или справка органа взыскания) с указанием суммы налоговой задолженности и сроков ее возникновения;

б) удостоверенная органом взыскания копия отправленного плательщику платежного уведомления о внесении платежей в бюджет и государственные целевые фонды;

в) удостоверенная органом взыскания копия решения о применении финансовых санкций.

Будут ли правомерными действия должностных лиц государственных налоговых органов, других государственных органов подавших документы нотариусу для получения исполнительной надписи? Обязан ли нотариус совершать исполнительную надпись в таких случаях?

Правосудие в Украине осуществляется исключительно судами. Делегирование функций судов, а также присвоение этих функций другими органами или должностными лицами не допускаются. Юрисдикция судов распространяется на все правоотношения, возникающие в государстве.

Судопроизводство осуществляется Конституционным судом Украины и судами общей юрисдикции.

Указанные нормы статьи 124 Конституции Украины однозначно свидетельствуют о том, что защита нарушенного или оспариваемого права либо охраняемого законом интереса любого лица ( в том числе и государства) должна осуществляться в судебном порядке.

В соответствии с пунктом первым раздела ХV "Переходные положения" Конституции Украины законы и иные нормативные акты, принятые до вступления в силу Конституции, являются действующими в части, не противоречащей конституции Украины.

Таким образом, статья 87 Закона Украины "О нотариате", которая давала право осуществлять взыскание денежных сумм или истребование от должника имущества путем совершения нотариусами исполнительных надписей на документах, устанавливающих задолженность, не может применяться с момента вступления в силу Конситуции Украины.

Должностные лица государственных налоговых органов, в оправдание своих действий не вправе ссылаться на пункт 8 статьи 11 Закона Украины "О государственной налоговой службе в Украине", поскольку правовая норма изложенная в этом пункте и дающая им право осуществлять списание налоговой задолженности с граждан по исполнительным надписям нотариусов противоречит статье 124 Конституции Украины. Конституция Украины имеет высшую юридическую силу. Законы и иные нормативно-правоые акты принимаются на основе Конституции Украины и должны соответствовать ей (ст.8 Конституции Украины). Нормы Конституции являются нормами прямого действия. Толкование части второй статьи 19 Конституции Украины позволяет сделать вывод, что органам государственной власти и управления, их должностным лицам запрещено осуществлять какие-либо действия противоречащие Конституции и законам Украины.

Особо следует отметить то обстоятельство, что не может быть основанием для совершения исполнительной надписи удостоверенная органом взыскания копия решения о применении финансовых санкций. Финансовые санкции (штрафы), в соответствии с пунктом 2 статьи 24 Кодекса Украины об административных правонарушениях, являются административным взысканием. Принудительное взыскание на основании постановления о взыскании штрафа осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 308 этого Кодекса. Так, в случае неуплаты штрафа в срок, предусмотренный частью первой стаьи 307 КУАП, постановление о наложении штрафа направляется для взыскания суммы штрафа в принудительном порядке с его заработной платы или другого заработка, пенсии либо стипендии по правилам установленным Гражданским процессуальным кодексом Украины и Законом Украины "Об исполнительном производстве".

Если лицо, подвергшееся штрафу не работает или если взыскание штрафа с заработной платы или другого заработка, пенсии или стипендии является невозможным по другим причинам, взыскание осуществляется на основании постановления органа (должностного лица) о наложении штрафа судебным исполнителем, который находится при районном (городском) суде, путем обращения взыскания на личное имущество нарушителя, а также его долю в совместном имуществе.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что взыскание налоговой задолженности путем совершения исполнительных надписей на документах устанавливающих такую задолженность, и перечень которых утвержден постановлением Кабинета Министров Украины №1172 от 29.061999 года "Об утверждении перечня документов, по которым взыскание задолженности осуществляется в бесспорном порядке на основании исполнительных надписей нотариусов" является неправомерным, поскольку противоречит Конституции и законам Украины.

Действия нотариуса по совершению испонительной надписи в таких случаях могут быть обжалованы в соответствии со статьями 285, 286 Гражданского процессуального кодекса Украины путем подачи жалобы в районный суд в десятидневный срок с момента совершения нотариального действия. Жалоба подается в суд через нотариуса, совершившего это действие. Действия органов взыскания ( налоговых и других органов) подлежат обжалованию в порядке искового производства.

Должностные лица органов взыскания, взыскивающих налоговую задолженность таким способом, в случае причинения гражданам, их охраняемым законом правам и интересам существенного вреда, либо когда такие действия повлекли за собой тяжкие последствия, в зависимости от обстоятельств дела должны привлекаться к уголовной ответственности либо по статье 166 (превышение власти или служебных полномочий) либо статье 167 (халатность) Уголовного кодекса Украины. При этом существенным вредом в виде причиненонго материального ущерба, считается такой вред, который в пять и более раз превышает необлагаемый налогом минимум доходов граждан (85 и более гривень), а тяжкими последствиями при тех же условиях следует считать причинение вреда в размере, который в двадцать пять и более раз превышает необлагаемый налогом минимум доходов граждан (425 и более гривен). Срок давности привлечения к уголовной ответственности за такие преступления в соотвествии с пунктами 3-4 части первой статьи 48 Уголовного кодекса Украины составляет 5-10 лет с дня совершения преступления.

Владимир Яблонский,

юрист

Газета "Бухгалтерия. Налоги. Бизнес", 8 липня -14 липня 1999 р. №26, стор. 38