О КОНФИСКАЦИИ АЛКОГОЛЬНЫХ НАПИТКОВ И ТАБАЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ

Учитывая многочисленные запросы государственных налоговых органов Украины, а также плательщиков налогов относительно правомерности конфискации алкогольных напитков и табачных изделий, Государственная налоговая администрация разъясняет…

Так начинается письмо Государственной налоговой администрации Украины №16-2117/10-456 от 21 января 1997 года “О конфискации алкогольных напитков и табачных изделий” адресованное налоговым органам Украины. В этом письме, за подписью заместителя Председателя государственной налоговой службы Шитри О.И., со ссылкой на ст. 9 Закона Украины “Об акцизном сборе на алкогольные напитки и табачные изделия” от 15.09.1995 года, дается разъяснение о том, что начальники государственных налоговых администраций Украины, а также их заместители имеют право принимать постановления о конфискации алкогольных напитков и табачных изделий, которые реализуются торговыми предприятиями без наличия на бутылке (упаковке), пачке (упаковке) марок акцизного сбора. Далее дается разъяснение о том, что конфискация указанных изделий у физических лиц должна осуществляться на основании статьи 1645 Кодекса Украины об административных правонарушениях. При этом, обосновывая право начальников налоговых органов, а также их заместителей выносить постановления о конфискации алкогольных и табачных изделий, утверждается следующее:

“Поскольку водочные и табачные изделия не относятся к имуществу, которое является личной собственностью, его конфискация осуществляется не в соответствии с нормой статьи 41 Конституции Украины исключительно по решению суда, а на основании Закона Украины “Об акцизном сборе на алкогольные напитки и табачные изделия”, а также статьи 1645 Кодекса Украины об административных правонарушениях. Это подтверждается и постановлением Пленума Верховного суда Украины от 1 ноября 1996 г. “О применении Конституции Украины при осуществлении правосудия” которое прилагается.”

Это разъяснение противоречит Конституции и законам Украины по таким причинам:

1. В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Закона Украины “О собственности” объектами частной собственности являются жилые дома, квартиры, предметы личного пользования, дачи, садовые дома, предметы домашнего хозяйства, продуктивный и рабочий скот, земельные участки, насаждения на земельных участках, средства производства, произведенная продукция, транспортные средства, деньги, акции, другие ценные бумаги, а также другое имущество потребительского и производственного назначения. Пунктом 3 этой статьи установлено, что состав, количество и стоимость имущества, которое может находиться в собственности граждан, не ограничивается, кроме случаев, предусмотренных законом.

Алкогольные и табачные изделия не входят в Перечень видов имущества (утвержден Постановлением Верховной Рады Украины от 17.06.1992 г. №2471 “О праве собственности на отдельные виды имущества”, Ведомости Верховной Рады Украины, 1992 г., №35, ст. 517), которое не может находиться в собственности граждан. Для этих изделий не установлен специальный порядок приобретения права собственности.

2. В соответствии с частью шестой статьи 41 Конституции Украины конфискация имущества может быть применена исключительно по решению суда в случаях, объеме и порядке установленном законом. В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Закона Украины “О собственности” собственник средств производства, а также другого имущества имеет право создать в установленном порядке предприятие, которое является юридическим лицом. При этом он не теряет права частной собственности на это имущество. Кроме этого, собственник приобретает право частной собственности на имущество, приобретенное этим юридическим лицом пропорционально своему вкладу уставной фонд этого предприятия. Учитывая положения, изложенные в пункте 5 статьи 2 Закона Украины “О собственности”, о том, что Украина создает равные условия для развития всех форм собственности, а также их защиты, законодательно обеспечивает гражданам, организациям, другим собственникам равные условия защиты права собственности часть 6 шестая статьи 41 Конституции Украины не подлежит ограниченному толкованию, которое состоит в том, что ее нормы не распространяются на предприятия и организации, созданные на основе частной собственности граждан. Сказанное подтверждается нормой Закона Украины “О собственности” изложенной в пункте 5 статьи 48:

“Положения относительно защиты права собственности распространяются также на лицо, которое хотя и не является собственником, но владеющее имуществом на праве полного хозяйственного управления, оперативного управления, пожизненного наследственного владения или на другом основании, предусмотренном законом или договором. Это лицо имеет право защиты своей собственности также и от собственника”.

В качестве примера, представим ситуацию, когда два гражданина, имеющие одинаковые средства производства начали заниматься одним видом предпринимательской деятельности. При этом, один осуществляет эту деятельность без создания юридического лица, а второй создал частное предприятие. Если допустить, что действие части шестой статьи 41 Конституции Украины распространяется только на имущество, которое принадлежит физическим лицам и не закреплено при этом за юридическим лицом, то приведет к дискриминации прав собственности лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность в иной организационной форме.

Более того, в соответствии с частью первой статьи 124 Конституции Украины правосудие в Украине осуществляется только судом. Делегирование функций судов, а также присвоение этих функций другими органами или должностными лицами не допускается. А поскольку конфискация имущества применяется в качестве санкции за совершенное правонарушение, то она может применяться исключительно по решению суда.

3. Анализ действующего законодательства Украины позволяет сделать вывод о том, что термин “конфискация” означает принудительное и безвозмездное изъятие имущества в собственность государства в соответствии с судебным решением. При этом, не имеет значения является предмет конфискации личной собственностью гражданина или собственностью юридического лица. Одним из обязательных условий для конфискации является наличие права собственности правонарушителя на этот предмет.

Ответственность в виде конфискации алкогольных напитков и табачных изделий, на которых отсутствуют марки акцизного сбора, действующим законодательством предусмотрена только для физических лиц (статья 1645 Кодекса Украины об административных правонарушениях). Декрет Кабинета Министров Украины “ Об акцизном сборе", а также Закон Украины “Об акцизном сборе на алкогольные напитки и табачные изделия” не содержат норм, предусматривающих ответственность в виде конфискации подакцизных товаров. Что касается части четвертой статьи 9 Закона Украины “Об акцизном сборе на алкогольные напитки и табачные изделия”, согласно которой начальники налоговых инспекций Украины и их заместители имеют право выносить постановления о конфискации алкогольных напитков и табачных изделий, которые реализуются торговыми предприятиями без наличия на бутылке (упаковке), пачке (упаковке) марок акцизного сбора, то она утратила силу с момента принятия Конституции Украины 1996 года. К тому же, эта норма предоставляла налоговым органам только право на вынесение постановлений о конфискации, а не устанавливала ответственность в виде конфискации. Такой вывод позволяет сделать содержание статьи 8 этого Закона – ответственность за несоблюдение порядка маркировки, реализации алкогольных напитков и табачных изделий, несвоевременную уплату акцизного сбора несут производители, импортеры, продавцы этих товаров и их должностные лица в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

Как можно увидеть, в этом нормативном акте законодатель не установил ответственность за нарушение законодательства об уплате акцизного сбора в виде конфискации товаров, а сделал отсылку на другие нормативные акты (законы). Действующее законодательство Украины не содержит норм, предусматривающих подобную ответственность. В случае хранения, транспортировки, продажи, приемки на комиссию с целью реализации алкогольных напитков и табачных изделий, на которых нет марок акцизного сбора установленного образца, юридическими лицами, налоговые органы, в соответствии с пунктом 11 статьи 11 Закона Украины “О государственной налоговой службе в Украине”, должны подавать в арбитражные суды иски к предприятиям, учреждениям, организациям о признании сделок с такими товарами недействительными и взыскании в доход государства средств, полученным в результате таких сделок. Основанием для подачи таких исков служит норма изложенная в абзаце втором части второй статьи 7 Закона Украины “Об акцизном сборе на алкогольные напитки и табачные изделия”, согласно которой подобные сделки запрещены, а также статья 49 Гражданского кодекса Украины (недействительность сделки, совершенной с целью противоречащей интересам государства и общества). При этом налоговые органы не вправе производить изъятие изделий без акцизных марок. В этом случае арбитражный суд по заявлению стороны подавшей иск, имеет право предпринять меры для обеспечения иска. Обеспечение иска допускается в любой стадии производства по делу, если непринятие таких мер может затруднить или сделать невозможным исполнение решения арбитражного суда.

Учитывая вышеизложенное, следует считать противоправными постановления о конфискации алкогольных и табачных изделий, на которых нет марок акцизного сбора установленного образца, вынесенные должностными лицами государственных налоговых органов. В соответствии с письмом Высшего арбитражного суда Украины от 4.12.1997 г. №01-8/465 “ О подведомственности дел по жалобам на постановления государственных налоговых органов о конфискации товаров”, такие постановления могут быть обжалованы в районном (городском) суде независимо от того, кто осуществляет обжалование постановления – юридическое или физическое лицо.

Владимир Яблонский

Газета "БИЗНЕС", приложение "Бухгалтерия, право, налоги, консультации", №29, 19.07.1999 года, стр. 67-68